Коммерческая ипотека в России только начала развиваться и набирать обороты, как пришел кризис. В результате объемы кредитования значительно снизились, а некоторые игроки рынка кредитования покупки коммерческой недвижимости и вовсе перестали выдавать ипотеку. При этом все банки ужесточили требования к заемщикам. И до сих пор, хотя кредитные ставки со временем уменьшились и возвращаются к докризисному уровню, на рынке наблюдается осторожность.
Обычно по результатам кризиса наблюдается изменение состава основных игроков рынка. Но лидеры, в числе которых Сбербанк, ВТБ 24 и РосЕвроБанк, сохранили свои позиции. Тем не менее, все участники рынка ипотеки на покупку коммерческой недвижимости стали осторожнее подходить к выдаче кредитов и попытались свести к минимуму риски невозвратов: выросли ставки за пользование кредитом, увеличился первоначальный взнос, многие банки начали требовать залог, превышающий сумму кредита порой в 2-3 раза, дополнительное поручительство третьих лиц. В итоге на рынке практически не осталось компаний, готовых пользоваться коммерческой ипотекой на таких условиях и по средним ставкам около 20 % годовых.
Существенно не повлияло на изменение ситуации принятие изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", согласно которым с 2009 банкам можно предоставлять в залог нежилые помещения. Специалисты в области ипотечного кредитования и коммерческой недвижимости отмечают, что поправки прописаны нечетко и чтобы они начали работать на практике, требуется их доработка.
Ипотека на покупку коммерческой недвижимости вызывает интерес в первую очередь у небольших и средних компаний. А на таких условиях она для них становится неприемлемой. В результате развитие коммерческой ипотеки в России, по сути, приостановилось.
В данный момент в сегменте коммерческой ипотеки действуют следующие условия: первоначальный взнос от 20 %, сроки кредитования – около 5-7 лет, а ставки за пользование кредитом колеблются между 12-14 % и вернулись к докризисным показателям. Но требования к залогу по-прежнему очень высокие. Потенциальные клиенты демонстрируют заинтересованность в получении кредитов на покупку офисов и торговых площадей, но так как банки пока не готовы идти на смягчение условий, значительного роста выдачи кредитов не наблюдается.
В то же время потенциал у данного сегмента кредитных услуг значительный. Многие организации не могут развивать свою деятельность без собственных помещений, а купить коммерческую недвижимость, не используя заемные средства, под силу очень немногим компаниям.